» » Ученые вставили гены гадюки в дрожжи и получили средство против тромбов
  • 21.07.15

Ученые вставили гены гадюки в дрожжи и получили средство против тромбов

Ученые вставили гены гадюки в дрожжи и получили средство против тромбов, аналогичное натуральному змеиному яду. О своем эксперименте они рассказали на страницах журнала Scientific Reports, а коротко о нем сообщает издание Popular Science.

Обитающая в Юго-Восточной Азии ямкоголовая змея Agkistrodon acutus пользуется репутацией смертельно опасного животного: ее иногда называют «пять шагов» — столько может пройти человек после укуса гадюки.

Однако присутствующий в ее яде белок агкисакуталин является мощным антикоагулянтом (средством, задерживающим свертывание крови). Он сводит к минимуму вероятность образование тромбов — частой причины сердечной недостаточности — и при этом почти не вызывает побочных эффектов. Однако до недавнего времени ученым не удавалось изолировать агкисакуталин от яда в безопасной для человека форме.

Китайские ученые модифицировали гены дрожжей Pichia pastoris, которые часто используют как модельный организм (а также в роли пищевой добавки). Два гена Pichia pastoris заменили на змеиные, а затем начали кормить дрожжи глицерином при комнатной температуре. По прошествии 18 часов ученые добавили метиловый спирт, в результате чего дрожжи переработали глицерин и выделили белок-антикоагулянт.

Новая технология уже прошла испытания на биологическую безопасность в Китае. Чтобы наладить производство противосвертывающего средства в промышленных масштабах, ученые заключили договор с частной биомедицинской компанией. Пока дрожжи умирают спустя 38 часов производства белка, но усовершенствование технологического процесса поможет ежегодно производить столько же вещества, сколько дает убийство 15 тысяч змей.