» » Ученые исследовали геномную последовательность ДНК зерен кофе и выяснили, что делает этот напиток уникальным
  • 8.09.14

Определено, что гены кофе развиваются по-другому, чем гены других "кофеиновых" напитков - чая и какао. Это успех, который пролил свет на эволюцию кофеина.

Ученые занялись геномной последовательностью ДНК зерен кофе и таки-выяснили, что делает этот горьковатый напиток таким особенным, любимым во всем мире. Оказывается гены и энзимы кофе обладают уникальной историей эволюции, непохожей на развитие генов других кофеиносодержащих растений. Результаты исследования были опубликованы в журнале "Science", эксперименты координировались учеными Франции и Италии ( исследователями из Университета Триеста и Энея).

Ученые, благодаря передовой технологии секвенирования, создали "проект" генома клеток кофейного зерна Canephora Coffea, известного в народе как сорт Робуста, источника около 30% кофе, производимого в мире. Они обнаружили, что последовательности и позиции генов в кофейных зернах эволюционировали странным образом, непохожим на эволюцию генов, которые производят кофеин в чае и какао. Для этого ученые сравнили программным путем гены белковых последовательностей, взятых из кофейно-содержащих растений, виноградной лозы, томатов и арабидопсиса. Таким образом, были проанализированы в общей сложности более 16 000 генов, которые произошли из одного гена, далекого общего предка. В дальнейшем анализе видно, что в кофе ферменты, участвующие в производстве кофеина, существуют независимо друг от друга, по сравнению с какао и чаем, кроме того, ген линолевой кислоты, которая отвечает за вкус и аромат, в кофе присутствует в шестикратном количестве.

Простыми словами, кофе не унаследовал гены кофеина от общего предка, а развил их самостоятельно. Получив такие результаты, ученые надеются применить их для разработки передовых кофейных культур, ускорить развитие новых сортов и повысить устойчивость растений к экологическим стрессам, таким как изменение климата и вредители.