Регистрация Авторизация
» » Поговорим о колыбельных песнях
  • YaLo
  • 14.02.14
  • 1 899
  • 0
  • Нравится
  • 5

Поговорим о колыбельных песнях

Поговорим о колыбельных песнях

Колыбельные песни – единственные песни, которые я пела, а мои дети – единственные слушатели, которых я не стеснялась. Дело в том, что в детстве мне на ухо «наступил медведь». Меня даже не приняли в музыкальную школу, точнее приняли, но не на класс фортепиано, а на домру. Мои родители не захотели, чтобы я играла на таком «непрестижном» инструменте, и нашли мне частного преподавателя. Начались мои мучения, учительницу свою я не полюбила, она меня, наверное, тоже. За несколько лет мои и так от природы небольшие способности были похоронены. А петь хотелось!

И вот, много лет спустя, родилась моя первая дочь. Вот я кормлю ее грудью, укачиваю, чувствую в своей душе порыв – мне хочется петь для нее. Все, что я вспомнила на тот момент, были всем известный «Волчок» да революционный марш «Мы шли под грохот канонады, мы смерти смотрели в лицо». Эту песню пел когда-то мой отец. Сейчас у меня трое детей, я знаю много старинных русских колыбельных, пою их почти ежедневно и каждый раз получаю большое удовольствие. Я уверена, что колыбельные нужны и маме, и ребенку, и хочу объяснить вам, почему так считаю.

Дело в том, что когда ребенок рождается, его психика сильно отличается от психики взрослого человека. Ребенок, например, не может, закрыв глаза, воссоздать внутри себя образ окружающего его мира – комнату, в которой он находится, свою маму, в которой так нуждается. Он уверен в существовании всего этого только тогда, когда видит. Именно поэтому засыпание для ребенка очень тревожно, подобно «маленькому умиранию» – ведь для него во сне исчезает весь мир.

Потому-то в культуре всех народов принято укачивать ребенка в момент засыпания на руках или в люльке и петь песню – колыбельную. Мать словно сопровождает ребенка в сон, помогает преодолеть страх. Малыш, закрывая глаза, уже не видит ее, но продолжает слышать ее ласковый голос. Мать словно говорит: «Все хорошо, я с тобой, засыпай, а когда ты проснешься, я снова буду рядом. Я люблю тебя!» И дитя спокойно засыпает.

А еще, родившись, ребенок приходит в мир, который сильно отличается от того, в котором он жил до сих пор (в животе у мамы). И, прежде всего, этот мир отличается ритмом. В материнской утробе ритма почти не было. Не было яркого дня и темной ночи, не было жары и холода. С током крови к ребенку беспрерывно поступали кислород и питательные вещества. А в новом мире все подвластно ритму! И к этому нужно приспособиться, в чем помогают колыбельные, которые, как все народные песни, очень ритмичны, и ребенок, слушая их, вбирает в себя чувство ритма.

До сих пор мы говорили о психологических аспектах необходимости колыбельных, а теперь остановимся на педагогических. Некоторые специалисты в области психологии считают, что текст колыбельной может быть любым, главное – это простая, монотонная мелодия.

Известный английский детский психотерапевт Винникотт предлагает даже такой текст: «Баю, баюшки, баю, спи малыш, а то убью». Он утверждает, что эти слова, пропетые с определенной интонацией, все равно усыпят ребенка. Может быть, и так. Однако, разбирая тексты старинных русских колыбельных, я поняла, что наши предки относились к этому по-другому. Они словно не хотели упускать ни дня из жизни ребенка и вкладывали в него с младенчества необходимые ему в будущем правила и представления об окружающем его мире.

Многочисленные и разнообразные тексты русских народных колыбельных песен можно объединить в несколько групп. Есть колыбельные, в которых говорится об исключительности самого ребенка. Какой бы ни был малыш по счету в семье, он уникален, и это подчеркивается в песне, чаще всего через описание люльки, которую готовит для ребенка мать:

Зыбочка дубовая,
Огибочка шелковая.
На высоком столбу,
На точеном брусу,
На серебряном крюку.
Ремни бархатные,
Колечки витые,
Пробойцы золотые.
Под холщовым положком
Сон Алешеньку нашел.
Уж ты в камке спи,
А в парче расти.

Также в народных колыбельных песнях много пожеланий счастливой богатой жизни, впрочем, не лишенной при этом работы и необходимости помогать другим людям:

Бай, побаюшки,
Спи-тко теплая сугрева,
Отцу матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,
Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.

Во многих колыбельных описывается жизнь, в которой все занимаются своим делом – мужчины, женщины, старики и дети:

Зыбаю я зыбаю
Отец ушел за рыбою,
Мать пошла пеленки мыть,
Бабушка коров доить,
Дедушка дрова рубить,
Чтобы баньку истопить,
Много рыбки наварить
И Ванюшку накормить.

Народные колыбельные песни впервые знакомят ребенка с понятием границ родного дома и опасностями, которые могут подстерегать его в окружающем мире:

Баю, баюшки, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчок,
Схватит Колю за бочок,
Схватит Колю за бочок
Да потащит во лесок.
Он потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
Там птички поют –
Тебе спать не дадут.

В молодости мне казалось, что такие народные колыбельные песни ни к чему моему ребенку, что они запугивают малыша. Только став старше, я оценила мудрость народа – это не запугивание, а предостережение, и всегда подчеркнутое любовью и готовностью защитить ребенка:

Баю бай, баю бай,
К нам приехал Мамай,
К нам приехал Мамай,
Просит: Леночку – отдай.
А мы Лену не дадим,
Пригодится нам самим.
Баю, баю, баю, бай,
Из-под зыбки вылезай,
Не ходи-ка к нам Бабай!

Впервые из колыбельных малыш узнает и о православной вере своего народа. Он вырастет, и эта вера станет его, а пока он слышит от родной матери:

Спи-тко, крошечка моя,
Спи-тко маленькая.
Люлю, люлю (припев).
Умоленное мое,
Упрошенное мое.

Упросила, умолила я
У истинного Христа.

Бог мне тебя дал,
Да Богородица дала,

Богородица дала,
Мне пожаловала

Крошечку мне,
И малюточку.

Ангелы с тобой,
Все хранители с тобой.

Они тебя хранят,
Они и милуют.

От болезней, от скорбей,
От тяжелых болестей.

И последнее, о чем мне хотелось сказать сегодня, это о необходимости колыбельной песни для самой женщины (мамы, бабушки), а может быть, и для мужчины (раньше малыша иногда укачивал дед, а сейчас этим занимаются и папы). Дело в том, что человек, укладывающий ребенка спать, сам должен пребывать в умиротворенном, расслабленном состоянии. Он не должен торопиться и раздражаться, иначе просто не сможет усыпить ребенка – его напряжение передастся малышу. Пение колыбельной помогает и самому взрослому: позволяет отрешиться от суеты прожитого дня, насладиться тишиной, лучше почувствовать и выразить свою любовь и нежность.

Пойте детям колыбельные! Пользуйтесь дарами нашей культуры или придумывайте слова колыбельной сами. Наслаждайтесь минутами покоя наедине со своим ребенком.
Если понравилось, поделитесь с Друзьями:

Добавить комментарий

О САЙТЕ

"Всегда говори то, что думаешь и делай то, что тебе кажется интересным - это твоя жизнь и никто лучше тебя её не проживет"

Такой цитатой открываем наш Онлайн Журнал, который мы будем наполнять интересной информацией, с надеждой что она найдет свою аудиторию.

Также спешим напомнить, что Журнал ЯЛО присутсвует в СОЦСЕТЯХ:


Журнал ЯЛО Журнал ЯЛО Журнал ЯЛО Журнал ЯЛО Журнал ЯЛО Журнал ЯЛО
© 2015 - Журнал ЯЛО - Все права защищены